То, что астрономы принимали за реки Марса, могло образоваться без воды

В спорах о наличии жизни на Марсе обычно побеждали ученые, которые позитивно оценивали шансы на существование на планете органики. Их основным аргументом являлся не подлежащий сомнению факт наличия воды, как комфортной среды образования жизни, причем в количестве, достаточном для образования рек. Их следы можно было наблюдать с помощью телескопов на склонах кратеров красной планеты. В умах многих писателей-фантастов рождались сюжеты с марсианскими разумными существами, обычно враждебными землянам.

Наконец, пришло время, когда изучением красной планеты занялись более плотно с привлечением такой техники, как марсоходы и запущенные на орбиту спутники Марса. В различных странах стартуют проекты не так уж далекого посещения землянами Марса и создания на его поверхности поселений. Не только с помощью телескопа, спутника или марсохода можно добиться интересного результата. Оказывается, в обычных лабораториях можно сделать поразительные открытия, которые приоткроют завесу тайны нашего космического соседа.

Блогер Ирина Недачина тоже была на стороне тех, кто убежден в наличии жизни на «красной» планете. Но только до той поры, как на независимом, посвященном космической тематике портале прочитала результаты исследований ученых из университета Колорадо. Они поколебали ее уверенность.

Темные полосы, которые принимали за потоки воды, могут возникнуть совсем по иной причине. И жидкой воды для этого не требуется ни капли. Исследователи попытались воссоздать марсианские условия на основе всех подтвержденных данных.

Проведенные ими опыты позволяют сделать выводы о том, что появление темных полос на марсианской поверхности объясняется процессом поглощения влаги из воздуха планеты находящимися на склонах кратеров солевыми отложениями. Такими солями может быть хлорид кальция и иные химсоединения, наличие которых на марсианской поверхности подтверждается из различных источников.

Остаются некоторые сомнения и на этот счет. Образование темных полос «рек» планеты может вызываться комплексом причин. Наличие соленой воды не исключается. Оно может быть однозначно подтверждено в случае обнаружения солей, которые не обладают свойствами поглощения влаги из воздушной среды. Прояснить проблему могут технические средства, которые работают или будут работать на поверхности красной планеты, а также на ее орбите.