Творчество Франца Кафки, родившегося в Праге в еврейской семье и подпадавшего под влияние трех культур, можно считать не только символом своего века, но и мимолетным взглядом в будущее. Кошмары и страхи, порожденные больным сознанием творца, стали реальностью в кровавой атмосфере 20 века. Вторая мировая война, Освенцим и ГУЛАГ заполнили настоящим пустые ячейки подсознания Франца Кафки. Он нем, как о пророке, стали говорить только после смерти. Многие скептически относились к его экстраординарным способностям. Но, кажется, ничего сверхъестественного и не было в абсурдных кошмарах вечного жителя Праги. Он только собрал воедино намеки, неясные идеи, которые только начинали формироваться, и облек их в законченную форму. В этом плане его можно сравнить с Достоевским (в первую очередь, с романом «Бесы) и с любым великим мастером слова, который не отображает реальность (зачем удваивать то, что уже есть), а улавливает своим сознанием глубинные пласты человеческой жизни и открывает дверь, за которой скрывается будущее. Ничего религиозного, только необычная работа ума.
Справка из Википедии: Франц Ка́фка (нем. Franz Kafka, 3 июля 1883, Прага, Австро-Венгрия — 3 июня 1924, Клостернойбург, Первая Австрийская Республика) — один из выдающихся немецкоязычных писателей XX века, бо́льшая часть работ которого была опубликована посмертно. Его произведения, пронизанные абсурдом и страхом перед внешним миром и высшим авторитетом, способные пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства[1], — уникальное явление в мировой литературе.
Франц Кафка цитаты
Содержание:
Во всех произведениях Франца Кафки можно ощутить запах страха, проникающего во все уголки человеческого сознания. Его творчество – один большой рассказ о состоянии и придавленного бесчувственной и механической цивилизацией человеческого существа, обреченного на понимание тщетности всех своих попыток достичь справедливости и понять законы мироздания. Этот страх порождает философию, отвергающую любое деление людей на определенные группы. стоящего вне политики и классовых теорий. В мир Кафки не находят себе места социальные, идеологические, нравственные категории, потому что они ограничивают человека, закрепляя его в какой либо системе ценностей. Цепи этих систем опутывают человека и создают атмосферу тотальной несвободы – этой мыслью проникнут рассказ Франц Кафки.
Франц Кафка окончил юридический факультет в Праге, работал агентом по страхованию. Кафка всегда писал по ночам, его никто не понимал, он не нашел почитателей при жизни. Три неоконченных романа составляют ядро его творчества — „Замок“, „Процесс“ и „Америка“. Романы были изданы после смерти писателя его другом и литератором Максом Бродом. Издатели нарушил предсмертную волю писателя: Кафка приказал уничтожить все произведения. Но благодаря нарушению священной клятвы мир получил замечательный подарок, не потеряв произведения талантливого писателя, творчество которого является характерным проявлением модернизма.
Франц Кафка биография
В новелле „Превращение“ главный герой коммивояжер Грегор Замза однажды утром посмотрел в зеркало и не ужаснулся, потому что он превратился в страшное насекомое. Самое парадоксальное в этой новелле, пропитанной духом абсурда, — страшный изменение не воспринимается в качестве чего-то сверхъестественного. Замза превратился в существо, похожее на сороконожку, считает это наказанием, но так равнодушно относиться к своему внешнему виду, как будто бы со всеми людьми происходят подобные метаморфозы. Странное превращение – единственный сказочный элемент, остальное пропитано повседневностью и обыденностью. Данная особенность усиливает абсурдный дух происходящего в новелле. Кафка нам говорит: все виноваты, все мы насекомые, стоит только изменить угол обзора. Его Замза становиться символом „отчуждения“ в этом мире, непонимания и одиночества. Да, эта тема лежит неглубоко, а произведения насчитывает огромное количество интерпретаций и подтекстов. Чтобы насекомым нам не быть и они нас не беспокоили, как пишет Кафка — просто возьмите препарат искра двойной эффект и используйте. Эффект не заставит Вас ждать.
Тема «Превращения» продолжена в романе «Процесс» (1915), сталкивающем нас с жестокой механикой судопроизводства, подчиняющего себе любого человека и превращая страшную логику в смертельное оружие. Йозеф К. арестовали, но остался на свободе. Стена молчания и подозрительности медленно выстраивается между ним и миром. Он не понимает, как он может защищать себя на суде, если ему даже не сказали, в чем его обвиняют. Ему выносится смертный приговор, который осуществляют в странном омертвевшем пространстве.
Франц Кафка біографія на українській мові
Ключ к пониманию романа находится в притче о поселянине — вставной новелле. Поселянин просидел у врат Закона всю жизнь. У Ворот стоял привратник, который его не пропускал, но и не убивал надежду. Привратник сказал, что власть огромна и путь к Закону далек, количество преград по мере продвижения только увеличивается. Поселянин смирили с судьбою, долгое ожидание подточило его духовные силы, и он сейчас только спрашивает, почему же никто не смог пройти – люди же так стремятся к справедливости. И получил ответ: «Никому сюда входа нет, эти врата предназначены для тебя одного. Теперь пойду и запру их».
Смысл этой притчи: дорога к правде существует, но на этом пути — страж; ворота открыты, но в них не пройти; человек надеется, хотя он обречен, он всемогущ и бессилен, он чист и виноват по Закону. В параболе притчи — распад мифа, превращения Закона в Беззаконие.
Варианты этой притчи мы найдем и в романе «Замок» (1922). История землемера К. запутана и доведена до крайней границы абсурда. Он получил приглашение из канцелярии замка, но он не может туда попасть, хотя и прикладывает максимум усилий. Его не любят в деревне, от него хотят избавиться. Главный герой соединяет в себе движение и статичность: он постоянно движется вперед, но не продвигается. Все окутано облаком ирреальность: дорога, по которой идет К., бесконечна. Цель есть, но надежды нет – абсурд всем своим могуществом опутывает нас своей таинственной паутиной. Замок — огромный бюрократический аппарат со множеством ответвлений. При таком устройстве жизни справедливость отрицается. Пример — история с дочерью сапожника Амалией, которая отказала чиновнику замка и этим навлекла гнев на свою семью. Семью все стали игнорировать, работу отец забросил, оставшись без заказов, и тоже пытался найти единственный путь к Замку.
Франц Кафка скачать бесплатно
Абсолютная власть убивает человечность в людях, она калечит человека. Удаленные из мира, люди в деревне — это люди отчаяния и страха. В таком бюрократизированном государстве люди делятся на две части: слуги диктатуры, и безвольные людские существа, не думающие о свободе. Роман «Замок» представляет такой тип государственного устройства, являясь притчей о жизни личности в условиях подавления воли. Эта власть ирреальна настолько, что ее невозможно обнаружить: она незаметна и, кажется, что вокруг вакуум, но эта пустота вбирает в себя жизни людей.
Конкретные реалии в притчах Кафки скорее вторичны. Автор пренебрегает реальностью, отталкиваясь от ощущений. В центре творческого мира Кафки — «космос» сновидений, который заметно отличается от внешнего мира, но его проекция напоминает читателю реальность, иными словами, создает модель нашего мира через призму сновидений.
Творчество Франца Кафки – одна из самых ярких и загадочных страниц мировой литературы, вобравшая в себя ужасы нашего существования и воплотившая их в необычной и блистательной форме. Философия отчуждения «маленького» человека в государстве и модернистское видение мира в прозе легендарного жителя Праги во многом характерны для ХХ века. Франц Кафка органично вписывается в процесс становления европейской литературы, поэтому знакомства с этим гением считаю обязательным, если читатель желает создать целостную картину восприятия 20 века и всей нашей жизни.
Гении и злодеи