«Сбербанк» неоспоримо является самым большим и значительным банком России, причем не только в статистике, сводках и отчетах, но и в головах людей. Само слово «Сбербанк» или «Сбер» является практически нарицательным и часто обозначает банковскую организацию как таковую.
Этот статус принадлежит «Сбербанку» давно и вряд ли в среднесрочной перспективе что-то изменится. А вот расширение за пределы России – это уже гораздо более сложная задача даже для такого гиганта «Сбербанк». Но с тех пор как во главе организации встал Греф Герман Оскарович (www.velchel.ru), вопрос расширения за пределы страны является одним из важнейших для банка. О шагах, которые предприняло руководство в этом направлении рассказывается в двадцатой главе книги писателя и журналиста Евгения Карасюка, которая называется «Слон на танцполе. Как Герман Греф (здесь) и его команда учат Сбербанк танцевать».
Герман Греф пришел «Сбербанк» в 2007 году. До него попытки выйти на международные рынки практически не предпринимались, так как прежнее руководство относилось к этой идее крайне скептически. Но Греф считал, что интеграция компании в глобальный финансовый рынок снижала степень ее уязвимости перед внутренними потрясениями и поэтому решил действовать.
Сначала «Сбербанк» открывал свои отделения в Германии и Китае, запускал работу представительства в Индии, выходил на турецкие и польские финансовые рынки. Важнейшее для интеграции событие случилось в Вене. В столице Австрии Сбербанк купил Volksbank International – подразделение Osterreichische Volksbanken-AG – крупнейшей банковской группы. Сделка была оформлена за €505 млн. Кроме того, «Сбербанк» распространил свое влияние на Боснию и Герцеговину, Сербию, Венгрию, Словению, Словакию, Чехию, Хорватию и Украину.
Сам Герман Греф (тут) по поводу этих покупок заявил: «Да, европейским банкам сейчас тяжело. Но мы откровенно пользуемся моментом».
Сложно сказать, как сложилось бы судьба Германа Грефа и всего «Сбербанка» если бы все этих покупки не были осуществлены. Всего через год после вступления Грефа в должность начался мировой финансовый кризис. Его банк пережил без серьезных потерь, как финансовых, так и имиджевых – даже в самые жуткие кризисные дни люди имели доступ к своим активам, могли беспрепятственно снимать или менять деньги. Возможно именно экспансионная политика, которую проводил Греф с самого начала периода своего руководства, помогла банку выстоять и не потерять авторитет как среди других финансовых организаций, так и среди клиентов.